» » Гимнастика для грудничков, ее виды. Что должны знать родители?

Гимнастика для грудничков, ее виды. Что должны знать родители?

С первых дней жизни здоровье ребенка находится в руках его родителей. Безусловно, на состояние здоровья крохи влияет и качество питания, и своевременный уход, и полноценный сон, и мамино тепло. Одним из условий его нормального развития является двигательная активность. Однако именно по поводу гимнастики в младенческом возрасте ведется множество споров, ведь интенсивность упражнений может быть разной. Кто-то отказывается от выполнения физических упражнений с малышом, мотивируя это беззащитностью и хрупкостью его тельца. Другие родители, напротив, с первых недель жизни активно занимаются со своим чадом. Кто прав? Какому виду гимнастики отдать предпочтение?

Польза и виды гимнастики для грудничков

Движение – это жизнь. Наверняка это высказывание великого древнегреческого мыслителя Аристотеля знакомо каждому. Действительно, все системы жизнедеятельности в человеческом организме очень тесно взаимосвязаны. Поэтому мышечная активность способствует улучшению кровообращения, активизирует дыхательную, пищеварительную, нервную системы, стимулирует обменные, окислительные, трофические, теплорегулирующие и психические процессы. Гимнастика для малышей первого года жизни способствует возникновению навыков, а также направлена на их закрепление и совершенствование.

Дети во время выполнения упражнений учатся управлять своим телом, открывая все новые и новые его возможности, улучшая координацию движений. Благодаря гимнастике активно развивается сенсорное восприятие, а при сопровождении упражнений веселыми потешками также слуховые способности и речевые навыки. Также во время занятий физкультурой можно закаливать кроху. Кроме того, физкультура является еще и профилактикой некоторых заболеваний, а для ребенка она может быть как интересной игрой, так и способом времяпровождения с родителями. Наибольшую пользу приносит гимнастика деткам, которые появились на свет посредством кесарева сечения, в тазовом предлежании, а также тем малышам, чьи родители предпочли тугое пеленание популярному нынче свободному.

Гимнастика для младенцев бывает пассивной и динамической, которая в свою очередь делится на воздушную, аквагимнастику и занятия на фитболе. Последовательное выполнение пассивной гимнастики, прохождение элементарных поз с переходом к пассивно-активным, а затем и к активным движениям позволяет младенцу осваивать новые моторные функции. Постепенно ребенок учится переворачиваться на бочок, затем на живот, обучается ползать, сидеть. Следующим этапом является обучение вертикальной позе и ходьбе. При этом по мере роста ребенка число повторов и скорость движений во время выполнения упражнений увеличивается.

Пассивная гимнастика

В раннем возрасте малыши еще не владеют своим телом, поэтому не могут выполнять какие-либо упражнения самостоятельно. Даже если им и удается задействовать те или иные мышцы или суставы, то движения выполняются не в полном объеме. Во время выполнения пассивной гимнастики мышцы ребенка сокращаются не при помощи волевых усилий или благодаря нервным импульсам, а посредством воздействия извне, которое оказывают руки родителя. При этом амплитуда пассивных движений полностью должны соответствовать активным.

Основными упражнениями в пассивной гимнастике являются сгибание и разгибание ручек и ножек малыша, его пальчиков. Так, самыми простыми из них является скрещивание рук ребенка на груди и разведение их в стороны, выполнение махов руками по типу мельницы, игра в ладушки ладошками и стопами, поочередное сгибание и разгибание ножек, как во время езды на велосипеде. Полезно выполнять упражнение «книжечка», когда пяточки ребеночка прижимаются к попке, согнутые колени разводят в сторону, а затем смыкают вместе. Существуют также пассивно-активные упражнения, основанные на рефлекторных движениях и реакциях. Если вкладывать в ручки ребенка мелкие предметы, то развивается хватательный рефлекс. Посредством выкладывания его на животик стимулируется умение держать головку. Если из положения на спине попробовать завести одну ножку малыша за другую, то он может самостоятельно перевернуться. Также можно наблюдать рефлексы разгибания позвоночника, ползания и ходьбы. Однако пассивно-активные упражнения следует начинать, когда малыш будет к ним готов.

Такие упражнения позволяют развить у ребенка высокую точность и качество двигательных навыков. Они как бы создают динамический стереотип, модель движений посредством обратной связи. Если на первых этапах освоения новых движений возбуждение нейронов в двигательных центрах головного мозга весьма разрознено, то за счет дальнейших тренировок оно локализуется в определенных зонах. Так, первые движения ребенка не имеют никакого отношения к конкретному двигательному акту, поскольку из-за нечетко скоординированных импульсов происходит активация разных групп мышц. Неоднократные повторения движений в сочетании с раздражением тактильных, зрительных и слуховых рецепторов обеспечивают поток импульсов со стороны двигательного и прочих анализаторов к коре головного мозга, что позволяет довести движения до автоматизма, закрепить навык на уровне условного рефлекса. Таким образом, при осуществлении того или иного двигательного акта активируются только определенные мышцы, движения становятся четкими, экономичными.

Динамическая гимнастика

От пассивной гимнастики этот комплекс упражнений отличается своей энергичностью. Он направлен на совершенствование вестибулярного аппарата, укрепление сердечнососудистой и нервной систем, суставов и мышечного корсета ребенка, улучшение его психологического состояния, развитие гибкости. Считается, что динамическая гимнастика способна компенсировать недостаток родового опыта у тех детей, которые появились на свет в результате кесарева сечения, способствует установлению между ребенком и родителем доверительных отношений.

Приверженцы этого комплекса утверждают, что дети, с которыми занимались активно гимнастикой, лучше ориентируются в пространстве и контролируют тело, адекватно реагируя в ситуациях с повышенной травмоопасностью. С помощью динамической гимнастики можно скорректировать ряд отклонений, в том числе мышечный гипотонус, различные асимметрии, активизировать перистальтику кишечника, что полезно при запорах и метеоризме.

Упражнения в динамической гимнастике выглядят весьма необычно и кажутся рискованными. Противники этой методики утверждают, что она обладает повышенной стресогенностью из-за выделяемых в процессе занятий гормонов стресса, что может стать причиной гиперактивности в старшем возрасте. Они подвергают сомнению и безопасность детей, и пользу от такого комплекса, говоря, что у детей не формируется естественный страх высоты, а родители не всегда могут рассчитать нагрузку, что может привести к падениям и ушибам, травмам суставов, растяжению связок, нарушению лимфо- и кровообращения.

Действительно, выполнение упражнений требует определенной аккуратности и внимания. Но тельце младенца очень гибкое, его кости еще окончательно не затвердели, они довольно эластичны. Главное – правильно выполнять захваты и не делать резких движений. Приступая к занятиям нужно быть внимательным, осторожным и последовательным, находиться с ребенком в постоянном зрительном и эмоциональном контакте. Детям же такая гимнастика доставляет много удовольствия. Они приходят в восторг от того, что их подбрасывают или вращают.

Комплекс упражнений воздушной динамической гимнастики включает в себя различные акробатические упражнения, среди которых висы, подбрасывания, раскачивания, вращения, забрасывания на предплечье или бедро взрослого. При этом ребенка держат за туловище, ручки, ножки, одновременно за верхнюю и нижнюю конечность или только за одну из них. Занятия с фитболом подразумевает различные упражнения на мяче в виде покачиваний на животе и спинке. Если на нем есть ручки, то младенец параллельно совершенствует хватательный рефлекс, если шар пупырчатый, то получает сеанс массажа. Аквагимнастика предполагает выполнение специальных упражнений в воде. Кроме описанных выше положительных эффектов этот вид физической активности обладает и другими преимуществами. Нахождение в воде оказывает оздоровительное действие, активизирует гемодинамику, способствует совершенствованию механизмов терморегуляции, позволяет снизить нагрузку на позвоночник и суставы. При регулярных занятиях увеличивается объем легких, повышается выносливость.

Когда и с чего начинать занятия?

Учитывая стимулирующее и тренировочное влияние гимнастики на развитие ребенка, нагрузку для него следует подбирать с учетом его возрастных возможностей. Так в первый месяц своей жизни новорожденный только начинает приспосабливаться к новому для него миру и окружающей обстановке. Для выполнения любого действия ему приходится прикладывать колоссальные усилия, поэтому кроха почти все время спит, а во время кратковременных эпизодов бодрствования – питается. В это время ему требуется только материнское тепло и забота, ни о какой гимнастике речь не идет. Более того, даже с массажем желательно повременить.

Начиная с месячного возраста можно приступать к занятиям с малышом. Однако основным элементом физической нагрузки при этом будет являться массаж, а не гимнастика. Постепенно следует начинать вводить элементы пассивной гимнастики, а с трехмесячного возраста и динамической. В этом возрасте массаж будет иметь уже меньшее значение. Некоторые специалисты утверждают, что динамической гимнастикой можно заниматься уже с четырехнедельным крохой, поскольку с каждым днем его связки становятся менее эластичными. Но в этом возрасте суставы ребенка еще недостаточно сформированы, можно легко повредить зоны роста костей, хотя некоторые малыши могут быть готовы к нагрузкам, которые предполагают простые упражнения. В тоже время осваивать динамическую гимнастику тоже следует постепенно, чтобы не перегрузить пока нетренированные мышцы и связки.

Таким образом, выбирая вид гимнастики, следует учитывать возрастную группу и индивидуальные функциональные возможности своего чада. Естественно, занятия с карапузом не должны становиться самоцелью. Первичный мотив таких занятий – это радость и взаимное удовольствие от общения. Более того, гимнастика и массаж не единственные воспитательные мероприятия, которые должны применяться. Для сохранения здоровья ребенка очень важно соблюдение режима сна, организация бодрствования, качественное питание, закаливающие процедуры и так далее.

Основные правила выполнения гимнастики с грудничком

Основной принцип гимнастики в этом возрасте: не навреди! Поэтому прежде чем приступать к занятиям физкультурой со своим крохой следует получить консультацию педиатра, для того чтобы убедиться в отсутствии противопоказаний к ним. Например, противопоказаниями к выполнению комплекса динамической гимнастики являются сердечно-сосудистые патологии, дисплазия тазобедренных суставов, рахит, мышечный гипертонус, повышенное внутричерепное давление и другие отклонения. Такие недуги после физкультуры могут усугубиться.

Начинать осваивать упражнения, особенно динамические, желательно под наблюдением профессионала. Опытный инструктор покажет приемы, захваты, сконцентрирует внимание на нюансах, поможет освоить правильную, безопасную технику выполнения, расскажет, как организовать занятие.

Другие важные правила относительно физкультуры для грудничка заключаются в следующем:

  • Настроение ребенка во время занятий очень важно, поэтому к занятиям нужно приступать только тогда, когда он находится в прекрасном расположении духа. Также следует обратить внимание на то, какие упражнения ему больше нравятся, какие меньше, а каких он боится. Самые нелюбимые лучше выполнять в конце занятия и делать меньшее количество повторов. Процедура не принесет пользы, если у малыша нет опыта положительного взаимодействия с тренером, он попросту может испугаться незнакомого человека.
  • Эмоции тренера (родителя) тоже имеют значение. Занятия должны проводиться по обоюдному согласию. Если взрослый выполняет процедуры, подавляя свое нежелание, то ребенок это почувствует.
  • Нужно дать малышу привыкнуть к новым для него гимнастическим упражнениям, впрочем, как и к массажным приемам. Он может проявить неудовольствие в самом начале занятий и процедур, родителям потребуется проявить терпение, отвлечь его. Со временем кроха усвоит все движения и даже начнет по мере своих возможностей принимать участие в процессе.
  • Во время выполнения гимнастики взрослый не должен прикладывать особых усилий. Так можно вызвать у ребенка неприятные ощущения и даже боль, а это он запомнит надолго.
  • Перед началом гимнастики обязательно нужна разминка, которая будет заключаться в выполнении массажа. Движения рук при этом должны быть направлены от периферии к центру. Также следует избегать сильного воздействия на область позвоночника, сердца, печени.

  • Физическую нагрузку следует увеличивать постепенно, последовательно вводя новые элементы гимнастики. Продолжительность занятий на первых порах не должна превышать 5 минут и постепенно увеличиваться до четверти часа. При этом следует чередовать упражнения, чтобы избежать односторонней нагрузки на отдельные мышечные группы. Количество повторов не должно превышать 5 раз. Занятие будет более физиологичным, если активные упражнения чередовать с массажем.
  • Желательно проводить занятия в одно и то же время. Это позволит выработать у малютки определенный распорядок дня. Однако при этом ребенок должен быть выспавшимся и относительно сытым. То есть упражнения следует выполнять за полчаса до или через час после приема пищи. Не стоит заниматься перед сном или сразу после него, так как ребенок будет слишком вялым.
  • Абсолютным противопоказанием к гимнастике является плохое самочувствие младенца. В острой фазе воспалительного процесса физическая нагрузка может привести к повышению температуры тела и другим непредсказуемым последствиям.

Кроме того, следует создать благоприятные условия для проведения гимнастики с малышом. Для этого следует проветрить комнату, а если есть возможность, провести занятие на свежем воздухе. Место для тренировок должно быть безопасным, что позволит минимизировать вероятность травм и избежать последствий возможных падений. Комфортной температурой воздуха является 20-22 градуса, поэтому летом занятия лучше проводить в утренние или вечерние часы. Все внимание родителя в это время должно принадлежать малютке. Мама или папа могут негромко и ласково рассказывать ему веселые потешки, петь песенки, а может звучать тихая музыка, к примеру, классическая.

Перед проведением процедур взрослому следует вымыть и согреть руки, поскольку холодные прикосновения могут вызвать негативные эмоции у малютки, а также коротко остричь ногти и снять украшения, чтобы не повредить нежную кожу младенца. Для выполнения разогревающего массажа кремы и масла лучше не использовать, поскольку дальнейшее выполнение гимнастики в этом случае становится травмоопасным. Также родителю следует правильно оценивать собственные силы и не делать экстремальных упражнений без должной подготовки.


Просмотров: 1021
Другие новости по теме:

Гимнастика для позвоночникаЖизнь современного человека комфортна и предполагает минимум физической нагрузки. Малоподвижность влияет на развитие множества заболеваний. Среди которых лидирующее место занимают болезни позвоночника. 


Упражнения растяжка позвоночникаМалоподвижный образ жизни является причиной заболеваний спины. Позвоночник выполняет большинство функций, но самая главная – это связь всех органов с головным мозгом. В основе большинства лечебных и профилактических комплексов – растяжка спины и позвоночника.


Как уберечься от инсультаГлавное — обратить внимание на свои факторы риска и заняться их устранением. Это касается, прежде всего, гипертонии и сахарного диабета.Пожилым людям и старикам необходимо сохранять физическую активность в разумных пределах.


Добавить комментарий
  • Напишите ответ буквами 2+1