» » Как правильно тренировать память?

Как правильно тренировать память?

Моцарт, однажды услышав произведение Григорио Аллегри «Мизерере» (в 9 частях), рукопись которого Ватикан долгое время хранил в тайне, смог воспроизвести партитуру, допустив при этом всего несколько неточностей. Это является свидетельством совершенства его слуха и демонстрацией возможностей памяти. Феноменальной памятью природа одаряет немногих, но даже у вундеркиндов с возрастом эта когнитивная функция ухудшается. Пика своих способностей, связанных с запоминанием информации, мозг достигает в 23-25 лет, а затем психологические функции памяти начинают меняться. Но мозг работает так же как и другие органы, а значит, память можно тренировать.

Что такое память?

Учиться чему-то новому всегда тяжело. Все дело в самой загадочной области нашего сознания – памяти. Этот навык жизненно необходим каждому, он позволяет использовать свои собственные воспоминания и накопленный опыт предыдущих поколений. В прямой зависимости от степени развития памяти находятся ментальные характеристики человека. Этот вид умственной деятельности представляет собой некую систему, которая состоит из запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации.

Восприятие новых данных и создание смысловых связей называется запоминанием. Этот процесс является результатом работы интеллекта с запоминаемым материалом. Информация имеет свойство накапливаться. Процесс ее накопления и переработки определяется как хранение. Без этого элемента памяти невозможным бы было обучение. Не менее важным звеном является воспроизведение, иначе называемое воспоминаниями. При этом происходит узнавание хранимой информации и ее репрезентация.

Еще один процесс памяти – это забывание. При этом человек теряет способность воспроизводить выученную информацию. Хотя эта функция позволяет мозгу самоочищаться, освобождая место для новой информации, но в большей степени она является проблемой. Поскольку человек возможности своей памяти использует только на 5-10%, то забывчивость может стать причиной потери важных данных.

Если память тренировать, то вполне возможно улучшить технику запоминания информации, сделать ее воспроизведение осознанным, то есть научиться обращаться к тем воспоминаниям, которые необходимы в данный момент времени, а также в той или иной мере решить проблему забывания.

Как это работает?

Деятельность мозга осуществляется благодаря клеткам. Клетки, из которых состоят мозговые ткани, называются нейронами. Причем они одновременно похожи и не похожи друг на друга. Каждая из них представляет сложнейшую фабрику химических веществ, содержащую великое множество веществ и катализаторов. Непохожесть нейронов обусловлена и связями с другими клетками, образующимися в процессе обучения.

При первой попытке выполнить какое-либо действие в мозге вспыхивает электрический импульс и возбуждает один из нейронов. Затем он передает свои химические агенты соседям. Но передать такой сигнал не так просто, так как меду нейронами есть небольшой зазор – синапс. Этот сигнал должен преодолеть его, перепрыгнуть. Как только препятствие преодолено между нейронами устанавливается связь. Если это же действие осуществить еще раз, процесс в мозге также повторится. Но теперь сигнал преодолеет щель синапса в несколько раз быстрее, а в следующий раз еще быстрее. Несколько повторов спустя связь между нейронами становится очень прочной. Однажды образовавшись, она может сохраняться на всю жизнь. Этот процесс и объясняет возможность мозга запоминать информацию. Но, даже выучив теорию, перенести в реальность последовательность действий зачастую оказывается очень сложно, поскольку механическим навыкам тоже нужно обучиться. Например, человек сможет стать водителем и выполнять все действия по управлению автомобилем автоматически, только после множественных тренировок.

Усиление связи между нейронами это и есть обучение. Для этого должна происходить одновременная активация одной и той же цепочки нейронов. Каждый из нейронов человеческого мозга может взаимодействовать с десятью тысячами своих соседей. В связи с этим и учитывая, что в мозге человека таких клеток около ста миллиардов, то число возможных комбинаций практически не имеет границ. Умственные способности человека определяются количеством создаваемых связей и скоростью их возникновения. Таким образом, на уровне физиологии память человека безгранична. Но на практике все несколько иначе. Кратковременная память среднестатистического человека не в состоянии уместить больше семи (+-2) единиц информации (будь то цифры или слова). То есть память не знает границ только в том смысле, что человек может запомнить бесконечно большое количество информации, но какой именно будет эта информация и то, сумеет ли человек ею воспользоваться, показатели индивидуальные.

Виды памяти

Способность к запоминанию у всех разная, и многие вещи люди запоминают по-разному. Кто-то хорошо запоминает имена, другой номера телефонов, третий лучше других помнит, что и где лежит, а у четвертого прекрасная память на тактильные ощущения. Кому-то для того чтобы запомнить что-то нужно это записать, другому достаточно услышать.

Таким образом, информация поступает в мозг несколькими путями. Следовательно, существует несколько видов памяти, которые отличаются типом психической активности. Выделяют двигательную (моторную, мышечную), эмоциональную, образную и словесно-логическую (смысловую) память. Образная в свою очередь делится на слуховую, зрительную и осязательную. Сферой образной памяти является запоминание образов предметов и их свойств при помочи зрительных, слуховых и осязательных рецепторов. Эмоциональная память ответственна за хранение и воспроизведение эмоций, которые были вызваны тем или иным объектом в прошлом. А моторная память связана с запоминанием любых движений. Благодаря ей человек дышит, ест, ходит, учится танцевать, писать не задумываясь над каждой буквой и так далее. Словесно-логическая память позволяет запоминать и узнавать понятия, мысли, умозаключения. Она позволяет понимать смысл написанного, а не заучивать тексты.

Согласно другой классификации память делится произвольную (преднамеренную) и непроизвольную. Произвольной человек пользуется по своему желанию, заставляя ее работать тогда, когда считает информацию нужной. При этом ему приходится прилагать определенные усилия. Непроизвольная память срабатывает вне зависимости от внимания человека и наличия цели запомнить что-либо, как бы в фоновом режиме. Взрослые запоминают только тогда, когда ставят перед собой такую задачу. А непроизвольная память, которая так хорошо развита у детей, с возрастом ослабевает.

По продолжительности хранения информации человеческая память делится на кратковременную, оперативную и долговременную. При этом сроки хранения не зависят от желания человека, но он может повлиять на них, используя приобретенные знания как можно чаще. Оперативная память используется для мгновенного воспроизведения сохраненной информации, которая немедленно забывается. Ее объем очень незначителен. Например, требуется записать номер телефона, поэтому приходится на пару секунд его запомнить, а после написания эти данные стираются. Кратковременная память позволяет хранить данные в течении определенного, достаточно непродолжительного периода времени. В качестве примера можно привести подготовку к экзамену, когда после передачи информации преподавателю она теряет актуальность и забывается. В долговременной памяти хранятся данные, к которым человек обращается постоянно или периодически. К примеру, алфавит, знание языка, таблица умножения. Отдельно следует упомянуть наследственную и генетическую память.

Принципы тренировки умственных способностей

Без постоянного использования накопленная информация постепенно теряется. До 70% нейронных связей в развивающемся мозге просто гибнут. Причем 30% из них разрушаются уже спустя 20 минут. Более того, с возрастом связи между нервными клетками ослабевают, к расстройствам с запоминанием приводят стрессы, недосыпание и другие причины. Улучшению памяти способствуют регулярные тренировки. То есть чем больше память работает, тем она лучше.

В теории память имеет колоссальные возможности, но обычно работает не идеально. Дело в том, что информация, которую человек хочет запомнить, на самом деле ему не интересна. Мозг предпочитает не тратить энергию на запоминание того, что его не привлекает. Поэтому электрические сигналы между нейронами настолько слабы, что их связь быстро разрушается. Так, студенты, которые всю ночь перед экзаменом усиленно готовятся, корпя над учебниками, не смогут выучить очень много, если мозг будет считать эту информацию не важной. А объяснить ему, что завтра экзамен невозможно. В головном мозге есть структура, которая называется гипокамп. Он отвечает за отбор информации для хранения. Как заинтересовать гипокамп в той информации, которая человеку нужна на сознательном уровне?

Нужно научиться обманывать свой мозг, преподносить ему нужную информацию, как стоящую внимания. Но внимание обладает избирательной направленностью. Оно бывает произвольным и непроизвольным. Для того чтобы целенаправленно запоминать информацию следует научиться активизировать и контролировать внимание. В этом смысле очень важна мотивация. Главное понять, какие преимущества дает овладение теми или иными знаниями. К примеру, человек, не знающий иностранного языка, оказываясь в другой стране, запросто его выучивает.

Еще один принцип отличной работы памяти – удовольствие и заинтересованность. Известно, что люди лучше запоминают ситуации, в которых испытали сильные эмоции, и предметы, вызывающие интерес. Память чувств очень стойкая. Как адреналин, вырабатывающийся в организме во время опасности, так и положительная эмоциональная отдача, яркие впечатления способны мгновенно повышать возможности запоминания. При недостатке интереса придется прилагать больше усилий, чтобы сконцентрироваться.

Третий принцип запоминания – ассоциации. Любое запоминание – это переработка информации. А это означает, что новая информация, которая поступает в мозг, должна войти в контакт с уже существующей там. При этом чем больше в памяти хранится данных, тем проще запомнить новые. Более того, если найти или придумать взаимосвязь между единицами информации, которую нужно запомнить, то они объединяются и воспринимаются мозгом как единое целое, следовательно, он может запомнить еще от 4 до 8 таких единиц. Это является основой еще одного принципа целенаправленного запоминания – структурирования. То есть информацию нужно логически делить на блоки, группы и подгруппы. Например, номер телефона 80679150290 будет проще запомнить в таком виде: 8 (067) 915-02-90. При этом создавая структуру нужно стараться делать ее элементы непохожими на другие, так они будут лучше запоминаться.

Память, как и мышцы, нужно постоянно тренировать. Если есть необходимость запомнить что-то всерьез и надолго, то не обойтись без повторения. При этом оно должно быть не механическим, а осмысленным. То есть повторить материал отнюдь не значит перечитать, нужно стараться делать это по памяти. Конечно, стихотворение или цифровой ряд нужно воспроизводить дословно и последовательно, а вот пересказ содержания книги или учебника это творческий процесс. Каждый раз он может звучать несколько иначе.

Важна также частота повторений. Они могут быть многократными и распределенными во времени. В первом случае все понятно, а если речь идет о распределении этого действия во времени, то следует иметь в виду, что часть материала при отсутствии повторения забывается уже через час. А спустя 6 дней в памяти остается только 20-30% от первоначально выученной информации. Таким образом, повторение нужно начать раньше, чем начнется процесс забывания. Повторять информацию первый раз нужно приблизительно через полчаса после прочтения, второй – через 8 часов, третий – через сутки после предыдущего, затем через 2-3 недели и еще раз через 2-3 месяца. Такой режим повторений позволяет данным занять прочную позицию в долговременной памяти.

Гимнастика для мозга

Безусловно, понимание принципов функционирования человеческой памяти поможет улучшить запоминание информации, но более эффективны в этом смысле ежедневные занятия. Наиболее эффективными способами развития памяти считаются чтение книг, изучение стихов, иностранных языков, решение несложны арифметических задач, запоминание цифровых рядов, прокручивание в уме перед сном событий прошедшего дня во всех подробностях.

С целью тренировки внимания следует научиться отключаться от внешних раздражителей. Для этого можно искусственно создавать сложные условия, к примеру, пытаться читать в людных местах или одновременно с прослушиванием музыки. Полезно для тренировки использовать картинки, где нужно находить отличия, запоминать разные предметы и места. Например, какая афиша была наклеена на витрине магазина, что сегодня было надето на коллеге, что лежало у него на столе.

Для запоминания информации также нужно научиться получать эмоциональную отдачу от этого процесса, ведь при выполнении интересного и полезного дела концентрация внимания всегда повышается. Например, можно превратить рутинные действия в игру. Как известно в любой игре важны азарт и состязательность, поэтому если в настоящий момент нет возможности найти соперника, то можно устанавливать личные рекорды.

Запомнить информацию лучше позволяет сочетание умственной и физической деятельности. К примеру, при изучении стихотворения полезно ходить по комнате или приседать. Хорошо помогает запоминанию воображаемое наделение объекта непривычными для него качествами (цветом, движением, размером). Улучшению памяти способствует одновременная тренировка разных видов памяти. Так, можно заучивать текст, предварительно его переписав.

Развивать ассоциативное мышление можно при помощи друдлов, которые представляют собой картинки, имеющиеся множество интерпретаций, составляя цепочки ассоциаций, подбирая недостающие (слова утро и еда объединяет понятие завтрак) или подходящие по смыслу (одновременно белым и легким может быть пух, снег) слова. Ассоциации наряду с рифмами, созвучиями и другие приемы относятся к так называемым мнемотехникам. Они чрезвычайно полезны при запоминании чисел, имен и фамилий, иностранных языков.

Для того чтобы запомнить имя человека следует придумать несколько его модификаций (Александр, Саша, Шурик), сосчитать количество букв в нем, визуализировать его, как бы написать в своем воображении, а по возможности и на бумаге. Новые иностранные слова лучше запомнятся, если не заучивать их перевод на родной язык, а произнося их визуализировать то, что они обозначают. Например, говоря слово «bus» представлять автобус.

Для запоминания ряда цифр, дат, телефонов можно пользоваться цифробуквенным кодом. Для этого каждой цифре присваивается определенная буква, где 0 это Н, 1 – Р (от слова раз), 2 – Д, 3 – Т, 4 – Ч, 5 – П, 6 – Ш, 7 – С, 8 – В и 9 – М (от слова много, ведь Д уже занята). Используя этот код, следует составлять слова и фразы, чтобы запомнить определенную последовательность цифр. Например, запомнить число 297309 можно при помощи фразы «ДоМ, СТоящий На холМе».

Как улучшить память? Видео


Просмотров: 641
Другие новости по теме:

Полноценный сон необходим человеку, так как в это время организм восстанавливается физически и психологически, а мозг обрабатывает и упорядочивает полученную информацию. Но хорошо отдохнуть и нормально поспать удается далеко не каждому. Причиной тому может быть ронхопатия или попросту храп


Удовлетворение потребности в полноценном отдыхе в определенной степени важнее такой фундаментальной потребности человека, как утоление голода. Однако наряду с этим почти половина взрослого населения планеты страдает расстройствами сна. О таких людях говорят, что их мучает бессонница. Нередко можно встретить другое название этого недуга – инсомния. 


Как правильно пить водуВода является основным веществом, которое составляет наш организм. Поэтому полезно пить воду, которая возобновляет водный баланс организма и наполняет его силами. Задавать вопрос: «Зачем пить воду?» может только человек до сих пор не знающий о всемирно известных исследованиях, которые подтвердили, что без воды человек может прожить всего несколько дней.


Добавить комментарий
  • Напишите ответ 6-3=